Добро пожаловать в Русскую
Лапландию
Лопь, Лопари, Саами, Лаппи ; исконные жители Кольского
Полуострова
Народность
Саами на Кольском Полуострове.
Народность лопари (Лопь, Лопари, Саамы, Лаппи)
возникла на территории Скандинавии и Кольского Полуострова во 2 - 1 тысячелетиях
до нашей эры в результате слияния финно-угоров, прибывших сюда с Северного Урала
с пришедшими ранее (в начале 3 тысячелетия до нашей эры) племенами из междуречья
Оки и Волги. Предков современных саамов называют протосаамами. 2 - 2,5
тысячелетия изолированной жизни закончились в конце первого тысячелетия нашей
эры, когда сюда стали проникать русские и финские промысловики, а
побережье Барнецева моря стало обживаться норвежцами. Активные и гораздо более
агрессивные южане подчинили себе саамов и заставили платить дань. В то же время
культура и образ жизни саамов были настолько необычными и запоминающимися, что
вся земля, населенная ими, несмотря на преобладание на ней пришлых народов,
вскоре стала называться Лапландией. Границы между шведской, русской и норвежской Лапландиями длительное время определялись сборщиками дани. Вследствие этого
саами в пограничных районах нередко платили дань 2 или 3 королям. Избегая этого,
лопарские семьи из приграничных районов стремились перебраться туда, где дань
была менее обременительна, а родственные связи крепче. Нарастающая изоляция
нескольких групп одного народа в течение нескольких столетий, контакты в течение
последнего столетия русских лопарей с другим оленеводческим народом - коми-ижемцами, - привели постепенно к формированию заметных различий в
национальном костюме, традициях, фольклоре. Но главная особенность саами,
проживающих на территории 4 государств, сохранилась - они были и остались
"оленным народом". В наши дни "русские" саами проживают преимущественно на
севере и востоке Мурманской области, а столица Русской Лапландии - село Ловозеро.
Оленный народ
В
наши дни образ жизни саами мало отличается от жизни остальных цивилизованных
народов, но с наступлением теплого времени года саамские семьи устремляются в
потаенные лесные избушки, на дедовские угодья. Всеблага цивилизации многими
пожилыми саамами ценятся меньше, чем тот образ жизни, который вели их предки
столетия и даже тысячелетия назад. Возможно, предки саами достигли большего, чем
мы привыкли думать. Они достигли гармонии во взаимоотношениях с природой, что
пока недостижимо для нас. Природа Севера дарила в избытке саами все блага, в
которых они нуждались; она их одевала, поила, кормила, в общении с ней они
находили удовлетворение свим духовным запросам.
В
языческие времена саами обожествляли зверей и птиц, камни (сейды), деревья,
землю, но особое место в саамском фольклоре занимал, конечно же, олень, точнее,
человек-олень Мяндаш. Олень Мяндаш по своему желанию мог превращаться в
человека. По одной легенде, от его брака с женщиной Матрёной и произошли саами,
по другой - все их дети стали оленями и ушли за отцом в тундру.
Национальный костюм саами как будто впитал в себя яркие, чистые краски Кольского
Севера. Любовь к ярким, жизнерадостным цветам и орнаментам проявляется у саами
на каждом шагу - в отделке одежды, обуви, рукавиц, сумок, оленьей упряжи.
Излюбленные цвета - красный и синий. Каждая саамская деревня отличается
собственными традициями в оформлении костюмов. На фото - женщина в традиционном
костюме из села Ловозеро.
Дополнительную информацию о Русской Лапландии и народности Саами можно найти
на страницах:
|